Twitter Facebook Vkontakte

О ФЕСТИВАЛЕ

2018 logo

Питерский фестиваль Квирфест — культурные и просветительские мероприятия о правах, идентичностях, гендере и сексуальности людей. Фестиваль объединяет разные события: фотовыставки, дискуссии, кинопоказы, мастер-классы, экскурсии и концерты.

Квирфест — фестиваль правозащитный и некоммерческий. Мы создаем возможности для познания себя, других и мира вокруг. Выступаем против ксенофобии, сексизма, дискриминации и насилия.

Квирфест проходит в Санкт-Петербурге ежегодно с осени 2009 года. В этом году состоится десятый Квирфест!

Идею и мероприятия фестиваля поддержали: Владимир Познер, Артемий Троицкий, Линор Горалик, Лена Катина (группа Тату), Марина Черкунова (группа Total), актер Стивен Фрай, актер Йен Маккелан, музыкант Джей-Джей Йохансон, Александр Бард и «Army of lovers», Борис Диттрих (Human Rights Watch), группы Kosheen (Великобритания), «Angie» (Швеция) и «Parks, Squares & Alleys» (Россия).

Каждый год в организации фестиваля мы берем за основу формат европейского прайда: недельная культурно-просветительская программа, завершающаяся неформальным шествием, в российском контексте место шествия занимает звездный концерт в поддержку ЛГБТ+ людей России.

От невидимости ЛГБТ+ и замкнутости сообществ на себе — через осторожные попытки построения диалога, первые шаги в публичном пространстве города и страны, через невнимание СМИ, через осмысление тем гендера и феминизма, сквозь протесты, угрозы и отказы, несмотря на преследования со стороны государства и запретительные законодательные инициативы, благодаря словам и действиям поддержки со всего мира — к осмыслению себя как единого целого, к ощущению правоты в борьбе за право быть собой. Такова краткая история Квирфеста.

ИСТОРИЯ ФЕСТИВАЛЯ

Девятый КВИРФЕСТ - 2017

zCI3hs4iCAg

В 2017 году фокусом фестиваля стали личные истории ЛГБТ-людей России и мира. «По линии жизни» — так звучала тема девятого Квирфеста. Фестиваль погрузился в истории людей из ЛГБТ-сообществ, раскрывая нашу повседневность. Здесь было место всему, чему есть место в жизнях всех людей — голосам, идентичностям, любви, одиночеству, зависимостям, семьям, телам, физическому и ментальному здоровью, возрастам, смерти.

Фотопроект «Где любовь вне закона» Робина Хэммонда был выставлен в рамках Квирфеста 2017. Проект рассказал о том, что такое дискриминационная гендерная политика гетеронормативных обществ — и как далеко она способна зайти. Истории любви ЛГБТ-пар превращаются в истории выживания, когда съемки столь любимого для многих пар жанра love story переносятся в страны, где существуют законодательные или общественные запреты на гомосексуальные отношения. В выставке звучали истории от первого лица из стран, где правовое положение ЛГБТ-людей различается, но все они подвержены давлению и дискриминации: Камерун, Ливан, Малави, Малайзия, Россия, Тунис, Уганда, Южная Африка, Ямайка.

Одно из мероприятий фестиваля было посвящено работе и жизни финской писательницы, маме муми-троллей, Туве Янссон. Янссон прожила долгую жизнь: успела родиться на территории Российской империи (тогда — Великое княжество Финляндское), написать несколько десятков философских историй для детей и взрослых, быть обрученной с мужчиной, но прожить 45 лет с женщиной, в 50 лет стать миллионершей, а в 79 сделать публичный камин-аут. О писательнице рассказали исследователи из Финляндии — Туула Карьялайнен (биография Туве Янссон ее авторства вышла в свет на русском языке) и Микко Оранен из Художественного Музея Хельсинки.

Серию сборников личных историй на фестивале продолжил сборник «Моя интерсекс-история». Мы собрали три истории интерсекс-людей — три судьбы, три пути к осознанию и принятию своей телесности, к освобождению от страха, стыда и боли. «Моя интерсекс-история» — одно из первых печатных изданий в России по теме интерсекс.

Завершился фестиваль концертом, в котором приняли участие группы из Швеции и России: провокационная «Ängie» и мелодичные «Parks, Squares & Alleys».

Восьмой КВИРФЕСТ - 2016

f0P5R9788o4

В 2016 году фестиваль был посвящен теме "Видеть невидимое". Мы говорили о группах внутри общества и идентичностях внутри ЛГБТ-сообществ, существование и проблемы которых не заметны. О ЛГБТ, живущих с ВИЧ, о ЛГБТ с инвалидностью или нейронетипичных ЛГБТ, о трансгендерных людях и людях с небинарными идентичностями, об интерсекс-людях, о тех, кто выходит за рамки "привычного" обществу и считается маргиналами, об исключении этих людей из сообщества и о том, как преодолевать это исключение.

Габриэла Херман, фотограф из США, привезла на фестиваль фотопроект "The Kids". На протяжении четырех лет она работала с людьми, чьи родители принадлежат к ЛГБТ-сообществам. Многочисленные истории, собранные Херман в виде фото, текстов и аудиозаписей – часть сложного разговора о политике семейных отношений, оптике социального и тех идеях и значениях, которые делают одни группы людей невидимыми для других.

Этот год запомнился разнообразным пространством OPENSPACE - его наполнили Театр.doc (Москва, Россия), культурно-образовательный проект DOTYK (Минск, Беларусь), Ассоциация русскоговорящих интерсекс-людей (Россия, Казахстан, Германия, США), инициативная группа Queer-Peace (Санкт-Петербург, Россия), инициативная группа Т-Действие (Санкт-Петербург, Россия), а также феминистки и ЛГБТ-активисты из России и Казахстана.

Поддержать КВИРФЕСТ приехала Sian Evans — вокалистка группы Kosheen, а также Ugla Stefanía Kristjönudóttir – транс*квир активист_ка, писатель_ница, гендерная исследователь_ница и Фокс Фишер - транс*активист, художник, создатель и режиссер видео о транс*людях из Великобритании.

Фестиваль состоялся без смены площадок, нападений и провокаций!

Седьмой КВИРФЕСТ - 2015

2015

В 2015 году «КвирФест» выбрал многообразие идентичностей ведущей темой своей программы. Фотографы с мировым именем раскрыли эту тему через свои работы - в рамках фотовыставки «Путь к идентичности» были представлены Вольфганг Тильманс (проект «Активизм как идентичность»), победитель международного конкурса «World Press Photo 2015» - Мэсс Ниссен (проект «Гомофобия в России»), американская фотограф Сара Дерагон с проектом «Идентичность» и Винсент Вуанье (проект «Трансгендеры в России»).

Три фотопроекта были представлены на «КвирФесте» все 10 дней. Четвертый - проект популярного немецкого фотографа Вольфганга Тильманса - был доступен для зрителей только в день открытия фестиваля. Невозможность показать фотоработы в рамках серии «Активизм как идентичность» была связана с тем, что, из-за давления гомофобных активистов и полиции на фестивальные площадки, организаторам снова пришлось менять место проведения мероприятий.

Поддержать «КвирФест» и принять участие в программе в 2015 году приехали: директор по адвокации за права ЛГБТ в Human Rights Watch - Борис Диттрих, авторка одного из проектов, американская фотограф - Сара Дерагон с женой, фотографы Мэсс Ниссен и Винсент Вуанье, основатель и директор «Unstraight» музея в Швеции - Ульф Петерсон, один из организаторов прайд-парада в Стокгольме - Матиас Кристоферсон, фотограф, документирующий жизнь трансгендерных людей - Йаспер Гроен и многие-многие другие. Завершилась программа фестиваля выступлением шведского певца, участника легендарных «Cardigans» - Мотобоя.

Видео-обращения в поддержку фестиваля записали Стивен Фрай, Вольфганг Тильманс и Марина Черкунова из группы «TOTAL».

В 2015 году фестиваль случился разнообразным, насыщенным, но в тоже время цельным, раскрывающим тему идентичности с разных сторон. Зрителями «КвирФеста» стали более двух с половиной тысяч людей со всех городов России.

Шестой КВИРФЕСТ - 2014

К 2014 году «КвирФест» стал заметным событием в культурной жизни Санкт-Петербурга, в жизни ЛГБТ-сообществ и союзников, деятелей искусства, активистов, представителей различных групп общества. «КвирФест-2014» планировался насыщенным и разнообразным в программе: для гостей фестиваля было подготовлено несколько интересных фотопроектов («Дни меланхолии», «Буч», «Новые бунтари»), серия лекций, воркшопов, мастер-классов и дискуссий (лекция Линор Горалик «Как начать разговор о толерантности», лекция Ирина Ролдугина "Все мы - не преступники: раннесоветская гомосексуальная субкультура Петрограда", дискуссия «Социальное искусство и гражданская позиция» и пр.), «Ночь независимой музыки», а также финальный концерт «Питер без гомофобии» от шведской певицы JennyWilson.

Сложная ситуация с правами человека, складывающаяся в России в течение последних двух лет, внесла сильные поправки в планы организаторов фестиваля: в процессе событий нашло отражение как давление со стороны государства, так и нападения представителей радикально настроенных групп граждан.

Отрывки из впечатлений Андрея Лимонного, приглашенного музыканта, волонтера и посетителя, от первых пяти дней «КвирФеста»:

«- место открытия пришлось перенести, потому что пришли провокаторы с угрозами;

- в месте, где открытие проводилось, провокаторы облили несколько десятков посетителей зеленкой;

- за первые два дня четыре согласованные площадки отказывают в проведении мероприятий (за несколько часов до самого мероприятия);

- открывающий концерт пришлось проводить в другом месте, которое мы (музыканты) как и организаторы узнали за 2 часа до саундчека;

- через 10 минут после окончания концерта в клуб позвонили с сообщением о заминировании;

- мероприятие в понедельник пришлось отменить по причинам безопасности;

- пресс-конференция, посвященная попыткам срыва «КвирФеста», подверглась давлению со стороны правоохранительных органов - организаторов убеждали её отменить с формулировкой «эта пресс-конференция представляет социальную опасность»;

- двое (из двух) депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, согласившихся участвовать в пресс-конференции, за несколько минут до начала объявили, что не придут, поскольку заняты…»

Несмотря на провокации, попытки срыва, многочисленные угрозы и отказы в площадках «КвирФест-2014» состоялся! Более 1000 человек приняли участие в событии, более 800 человек присоединились к мероприятиям он-лайн. Стало ясно, что вне зависимости от возникающих проблем и препятствий, «КвирФест» из года в год будет создавать площадки для открытого разговора о дискриминации, гомофобии и несправедливости.

Пятый КВИРФЕСТ - 2013

В самом начале 2013 года существование фестиваля ставится под угрозу. В первую очередь это связано с резким изменением ситуации в стране: с репрессиями в отношении ЛГБТ-организаций, показательными делами об «иностранных агентах», агрессией по отношению к сексуальным меньшинствам, подогреваемой гомофобными законами.

Одновременно с этим организаторам начинают поступать десятки вопросов, пожеланий, слов поддержки со всего мира – от ЛГБТ-сообществ, друзей, близких, сторонников и партнеров «КвирФеста». Становится очевидным, что ужесточение ситуации в российском обществе только обостряет необходимость проведения фестиваля. Решение принято – «КвирФесту-2013» быть.

Формат фестиваля 2013 года значительно отличался от подходов предыдущих лет. Организаторы и кураторы мероприятия погрузили гостей в насыщенную драматическими событиями историю эмансипации ЛГБТ в России и Европе. Посетителей ждала ретроспективная выставка, посвященная двадцатилетию отмены 121 статьи УК РСФСР («за мужеложество»), а проект «История прайдов. Три страны», дискуссии о роли женщины в истории ЛГБТ. Одним из самых интересных гостей фестиваля стал музыкант Александр Бард («ArmyofLovers»), который рассказал личную историю о своем ЛГБТ-активизме в Швеции.

Клаус Воверайт, бургомистр Берлина (Германия), из обращения в поддержку «КвирФеста»:

«Тот, кто ограничивает возможности людей из-за их религии, цвета кожи или сексуальной ориентации, или даже угрожает им, угрожает всему обществу в целом. Речь идет об основных принципах нашего сосуществования. Речь идет о главных ценностях: человечности, толерантности и свободе быть иным, не таким, как все».

Четвертый КВИРФЕСТ - 2012

Возникшая после успеха 2011 года надежда на дальнейшее продвижение демократических ценностей в российском обществе сменилась отчаянной тревогой. Спустя всего 2 месяца после «КвирФеста-2011» в Петербургский ЗАКС внесли проект гомофобного закона, заставившего многих вспомнить о ранних периодах тоталитарных режимов, начинавшихся с репрессий ЛГБТ. В феврале 2012 года закон был принят абсолютным большинством голосов — и контекст, в котором готовился очередной фестиваль, незамедлительно изменился. У организаторской команды появился обоснованный страх нападений (что подкреплялось печальным опытом майского «Радужного флэшмоба», где пришедших высказаться за права ЛГБТ атаковала большая группа нацистов).

Стивен Фрай, английский актер и писатель:

«В последнее время быть открытыми и гордыми в России было нелегко - нужно особое мужество, чтобы отстаивать себя в такой атмосфере неприязни и невежества. Я думаю, что такое мужество, целостность личности и должное чувство гордости и себя — очень русские качества. Процветающее и счастливое гей-сообщество — признак здорового общества».

Тема фестиваля 2011 года — создание пространства для свободного высказывания о культуре ЛГБТ с обеих позиций: диалог людей, не принадлежащих сообществу, и, наоборот, его «инсайдеров».

«КвирФест» снова получает серьезную поддержку со стороны звезд: фестиваль начинается с видеообращения известного британского актера Иэна Маккеллан («Властелин колец», «Люди Икс», «Код да Винчи» и др.), а завершается сольным концертом Лены Катиной (экс-солистка Т.A.T.U.) – к слову, первый раз в истории фестиваля его поддерживает российская медиа-звезда подобного уровня.

В рамках десятидневной программы гостей ждал целый культурный паноптикум: в пространствах «Тайга» и «Март» прошли выставка-перфоманс «Искусство быть собой», медиаинсталляции, социальная фотовыставка «Своя комната», проект «Нетрадиционный музей», встречи с художниками, стрит-арт на тему ЛГБТ-активизма. Мероприятия Квирфеста стали площадкой для дискуссий о проблемах ЛГБТ по всему миру. Вместе с тем, культурное пространство фестиваля столкнулось с препятствиями в виде свежепринятых законов: в частности, с законом о защите детей от «вредоносной информации». По всей выставке пришлось развесить таблички «18+», часть работ фотографа-транссексуала Эвана Шварца была снята из-за присутствия там детских фотографий автора.

К большому облегчению организаторов и гостей фестиваля, опасения относительно агрессивной реакции общества не оправдались; возможное объяснение этому - присутствие дипломатов и министров западных стран практически на каждом мероприятии «КвирФеста». Как бы то ни было, это давало надежду на дальнейшее успешное развитие фестиваля в открытом формате – однако в 2013 году контексту существования фестиваля суждено драматически измениться.

Третий КВИРФЕСТ - 2011 год

В 2011 году «КвирФест» смог привлечь значимое внимание прессы. Если в предыдущие годы СМИ предпочитали писать о гей-парадах, скандалах и провокациях, искажая представления читателей об ЛГБТ-сообществах, то в 2011 году с самого начала работы фестиваль получил адекватное информационное и аналитическое освещение на радио и телевидении.

Полина Андрианова, организационная команда «КвирФеста»:

"Проблема социальной исключенности есть, она реальна. Но людям, которые с этим не сталкивались, очень трудно понять и принять это как проблему. Искусство помогает пережить этот опыт, как свой личный, заставляет задуматься и вызывает ощущение сопереживания. Язык искусства общечеловечен и доступен для всех. Именно это дает нам возможность понять друг друга быстрее."

В 2011 году фотовыставки, открытые дискуссии и дебаты, встречи с художниками и музыкальные концерты посетили в общей сложности 2000 человек.

Важным завоеванием этого года следует считать то, что в 2011 впервые состоялся прямой диалог между защитниками ЛГБТ и сторонниками традиционных ценностей. Ранее попытки ЛГБТ-активистов вступить в открытую дискуссию с оппонентами встречали только отказ и нежелание что-либо обсуждать.

Журналист и литератор Валерий Панюшкин, о состоявшейся дискуссии:

«Таких дискуссий должна быть не одна, не две, а сотни: каждый день, по этому поводу, по другому поводу - по всяким поводам».

Еще одним центральным событием фестиваля стало появление в программе феминистского мероприятия. До 2011 года российский ЛГБТ-активизм крайне редко обращался к феминизму, несмотря на то, что проблема гендерной дискриминации очевидно и прямо касается лесбиянок, геев, трансгендеров и бисексуалов.

Площадка, на которой собрались феминистки разных стран и течений, чтобы рассказать о своих взглядах, вызвала живой интерес публики и средств массовой информации. По результатам дискуссии уже осенью 2011 года вышел сборник «Я ФЕМИНИСТКА. ВЫ ХОТИТЕ ПОГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ?» под редакцией Марии Сабунаевой.

Выставка «Queerография» (куратор Надя Плунгян) - собрание фотографий, коллажей, видео и фотофильмов, в которых авторы от первого лица высказываются на темы маргинальности и социальной исключенности, охватила 4 площадки Петербурга. Основной зал, в котором проходили мероприятия «КвирФеста», был посвящен феминистскому искусству. Как и в 2010 году, не обошлось без накладки. Администрация зала «Непокоренные, 17» прямо перед открытием выставки потребовала убрать из экспозиции серию работ московского фотографа Ольги Ахметьевой, - одиночные портреты мужчин, показанных вне стереотипов маскулинного поведения, с точки зрения мужской уязвимости. Снимки Ахметьевой были перемещены в пространство галереи «Март».

«Queerография» представила не только известные имена (Маттиа Инсолера, Карина Сембе, Серж Головач, Стивен Бекли, Лида Михайлова), но и молодых художников России и Украины (Кир Эсадов, Микаэла, Полина Задирако, Карина Сембе, Умная Маша, Елена Максимова, Катя Романова, Изабелла Левина, Екатерина Гайдукова). В залах феминистского искусства состоялась премьера фильма Марины Винник «Боль», номинированного в 2011 г. на премию Кандинского. Отдельный стенд выставки был посвящен документации политических акций и митингов ЛГБТ.

На завершающе рок-концерте квир-сообщество Петербурга поддержали молдавские коллективы «Cuibul» и «ZDOB SI ZDUB», а так же ряд российских групп – «СНЕГА», «FILLI», «MONOЛИЗА», «ИВА НОВА».

В течение 11 дней у жителей и гостей города была возможность присоединиться к разговору о проблемах пола, гендера, сексуальности и дискриминации, с которыми сталкиваются ЛГБТ-люди (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры) в России.

Второй КВИРФЕСТ - 2010 год

В 2010 году «КвирФест» столкнулся с первыми проблемами в организации. Основной партнер фотовыставки «И другие» - Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза Художников - за 24 часа до открытия разорвал договор аренды и сообщил о невозможности проведения мероприятий фестиваля. Команда волонтеров под руководством куратора Солмаз Гусейновой за одну ночь завершили монтаж фотовыставки в новом помещении – V-club. Несмотря на сложные обстоятельства, благодаря собранности волонтеров, фестиваль открылся вовремя и состоялся в полном объеме.

В течение десяти дней на площадках города под слоганом «Искусство быть собой» прошли семинары и дискуссии, концерты, поэтические встречи, мастер-классы. К фестивалю была приурочена и конференция по гендерной проблематике: результатом научной дискуссии стала публикация сборника «ВОЗМОЖЕН ЛИ КВИР ПО-РУССКИ».

Завершением «КвирФеста» стал грандиозный рок-марафон – 12 групп выступили в клубе «Орландина» в поддержку идей толерантности, равноправия и ненасилия. Со сцены звучали слова о том, что все имеют право на открытое выражение любви, независимо от сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Популярный шведский музыкант Дж.Дж. Йохансон, специально приехавший поддержать российские ЛГБТ-сообщества, покорил сердца публики своим чистым проникновенным голосом и трогательными композициями.

В 2010 году «КвирФест» посетило 2700 человек. По словам организаторов, фестиваль не просто достиг своих целей, но превзошел все ожидания.

Полина Андрианова, организационная команда «КвирФеста»:

«Даже если всего один человек задумался над тем, что, если кто-то не вписывается в привычное понятие нормы, это не причина ее/его дискриминировать, то мы уже победили».

В 2010 году фестиваль поддержали: журналист и телеведущий Владимир Познер, английский актер и драматург Стивен Фрай, правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт, бельгийская певица Лара Фабиан, журналист Валерий Панюшкин, музыкальный критик Артемий Троицкий и многие другие.

Первый КВИРФЕСТ - 2009 год

Осенью 2009 года - впервые в истории современной России - в Санкт-Петербурге прошел Международный фестиваль «КвирФест». Событие имело огромное культурное и общественное значение не только для представителей квир-сообщества, но и для ценителей современного искусства.

В течение десяти дней на разных площадках города показывались спектакли, устраивались концерты и дискуссии, проходили выставки, сражались между собой поэты и проводились ночные вечеринки. В фестивале приняли участие художники, актеры и музыканты разных направлений и эстетических кредо - из разных городов России, Украины, Латвии, Испании, Израиля и США.

В общей сложности в 2009 году «КвирФест» посетило порядка 3000 человек. Фестиваль стал не просто началом диалога с обществом – он поставил вопрос о границах видимости ЛГБТ-сообщества в России, стал констатацией необходимости отказа от общественных стереотипов.

Светлана Ярошенко, социолог:

"Мне нравится идея объединения «разных» людей, не вписывающихся в общепринятые рамки. Практически каждый может оказаться в такой ситуации. Однако часто кажется, что ситуация исключительная. А мне бы хотелось, чтобы исключительность стала не модой и не игрой в равенство, а предметом практического диалога. Когда желание быть услышанным и увиденным совмещается с готовностью видеть, слушать другого, сочетается с сочувствием, с умением договариваться и что-то делать вместе, а не наклеивать ярлыки. Для этого нужен навык. Думаю, творчество в этом поможет."

Сам факт успешного проведения фестиваля дал надежду на продолжение и развитие правозащитно-культурного начинания, превратившегося со временем в смелую традицию.